03.07.2012

С 1 июля 2012 года вступил в силу закон об усилении ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных


С 1 июля 2012 года вступает в действие закон "Об усилении ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных", который изначально должен был вступить в силу с 1 января 2012 года, однако из-за возникшего резонанса в обществе, с внесением соответствующих поправок, был отсрочен на полгода.
 Принятый Закон Украины «О защите персональных данных» неоднозначно сказался на бизнесе компаний, которые занимаются продвижением товаров или услуг с помощью рекламы и маркетинга.
Если компания использует электронный маркетинг, клиентами являются юридические лица, однако сообщения отправляются на электронный адрес сотрудников таких клиентов, если ведется соответствующая база таких электронных адресов физических лиц, то такая база подпадает под действие Закона о защите персональных данных и подлежит соответствующей государственной регистрации.
 Если мы говорим об электронном маркетинге в чистом его виде, то мы детально должны рассмотреть и вопрос спам-сообщений. Основным признаком спама является отсутствие предварительного согласия субъекта на получение такого сообщения. Таким образом, если в анкетах (письменных, электронных), заявках и т.п. предусмотреть такое согласие лица, то это в последующем не будет являться спамом, а если предусмотреть пункт, что лицо дает согласие на обработку своих данных для последующего получения информации о товарах, услугах или акциях, то это уже можно приравнивать к письменному согласию лица на обработку его персональных данных в спектре соблюдения и выполнения норм закона о защите персональных данных.
 Для того чтобы отправить электронное сообщение в рамках маркетинговой деятельности, отправитель обязан предварительно получить от такого получателя согласие на обработку его данных и, соответственно, на участие в акциях и иных мероприятиях в рамках электронного маркетинга. Если в сообщении не спрашивается о «разрешении», сообщение отправляется без адресации конкретному лицу, то это конечно является спамом. В этом случае отправитель такого письма не только нарушит Правила предоставления телекоммуникационных услуг, утвержденных КМ Украины от 09.08.2005 г. № 720, но и нарушит Закон о защите персональных данных, который, как мы знаем, предусматривает ответственность в виде значительного штрафа.
 Кроме этого, несанкционированная рассылка в виде спама может повлечь и привлечение виновного к уголовной ответственности по статьям 182 и 363-1 УК Украины. Надо отметить, что на сегодняшний день практика применения данных статей практически отсутствует, но в связи с принятием закона о защите персональных данных весьма вероятно, что эти статьи Уголовного кодекса будут набирать свою актуальность.

Комментариев нет: